Как происходит тональная аудиометрия, почему это важно для слухопротезирования

Тональная и пороговая аудиометрия

Чтобы определить пределы звуковосприятия пациента, доктор проводит обследование на частотном отрезке от 125 до 8000 Гц, и устанавливает, с каких значений пациент нормально слышит звуки. Исследование такого типа проводится с применением аудиометра. Эта аппаратура позволяет использовать звуковые сигналы различной степени интенсивности – от 125 Гц, и далее по нарастающей (250, 500, 750 и более Гц), до частот в 8000 Гц. Реже используются аппараты с доступными частотами более 10000 Гц. Шаг переключения при этом составляет 67,5 Гц. Такая методика позволяет определить минимальное и максимальное значение – уровень появления дискомфортного состояния, применяя при этом и чистые тона, и узконаправленную шумовую завесу.

Используемые в данных случаях аудиометры имеют накладные наушники, представляющие собой два отдельных воздушных телефона, или же два внутриушных телефона, которые вставляются в ушную раковину. Также в их комплектации предусмотрен костный вибратор, используемый для исследования костного звукопроведения, микрофон и кнопка, предназначенные для пациента. Записывающее устройство, подключенное к аудиометру, фиксирует результаты обследования.

Помещение, предназначенное для проведения исследования, должно быть звукоизолированным

Если это требование не соблюдено, при проведении анализа результатов тестирования доктор должен принимать во внимание, что на них могут влиять внешние шумы. Впрочем, решить эту проблему способны внутриушные телефоны – их применение позволяет получить максимально объективные результаты, исключить вероятность появления коллапса наружного слухового прохода, а также снизить общий природный шум на 30-40 дБ

Уровень междоушного расслабления при этом вырастает до 70-100 дБ, что значительно увеличивает комфорт пациента при проведении обследования.

Пациенту, посредством наушников, в уши передаётся сигнал конкретной тональности, и в случае, если он его слышит, он нажимает специальную кнопку. Если доктор видит, что кнопка не нажата, он повышает тональность до того показателя, когда испытуемый услышит его и нажмёт на кнопку. Таким образом определяется минимальное значение. Максимум восприятия выявляется аналогично – когда уровень сигнала превышает предел слышимости, пациент отпускает кнопку. Результаты обследования отображаются в аудиограмме.

Нормой пороговой слышимости является громкость в 0 дБ. Переключение звуковых показателей происходит с шагом в 5 дБ, доходя до отметки в 110 дБ. Отклонение от нулевого уровня допускается не более, чем на 15-20 дБ – в таком случае результат считается нормальным.

Аудиограмма — результат аудиометрии

Полученные результаты регистрируются на бланке аудиограммы в виде кривых отдельно для левого и правого уха при воздушном и костном звукопроведении. По горизонтали фиксируется частота тона в герцах. По вертикали — интенсивность тона в децибелах относительно средних нормальных порогов слуха, принятых за ноль. Пороги правого уха обычно обозначают кружочками, левого — крестиками. Кривая правого уха обычно красная, левого — синяя. Следует отметить, что значения порогов слуха увеличиваются сверху вниз, т.е. чем хуже слух, тем ниже находится порог слуха на аудиограмме.

Информация, даваемая аудиограммой

В первую очередь, аудиограмма позволяет определить степень тугоухости. Согласно международной классификации степень тугоухости определяется по следующей схеме:

  • 26-40 дБ— I степень
  • 41-55 дБ— II степень
  • 56-70 дБ— III степень
  • 71-90 дБ— IV степень
  • >90 — глухота

Для определения берется средняя величина порогов по воздуху на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц

При первой степени человек обычно хорошо слышит разговорную речь и испытывает проблемы лишь с тихой речью или при общении в шумной обстановке.

При второй степени разговорная речь слышна с расстояния не более 2-4 метров, шепот — не далее 1-2 метров. В быту человек с таким нарушением слуха часто переспрашивает.

Если у человека третья степень тугоухости, он может ясно расслышать слова разговорной речи только с расстояния не более 1-2 метров, шепотная речь практически не воспринимается. Собеседнику даже вблизи приходится говорить громче, чем обычно. Человеку с четвертой степенью слышны только громкие звуки, общение без использования языка жестов или слухового аппарата затруднено.

При глухоте общение без специальных средств практически невозможно.

Несмотря на вышесказанное, степень тугоухости не точно отражает способность к восприятию звуков и речи, так как используется среднее арифметическое значение порогов слуха на речевых частотах. Поэтому, кроме степени тугоухости также оцениваются формы аудиометрических кривых. Их делят на плоские, восходящие, нисходящие, крутонисходящие, корытообразные или более сложные формы, не имеющие названия. Форма кривой позволяет оценить, насколько неравномерным является снижение слуха на разных частотах и какие частоты воспринимаются лучше, а какие хуже. В большинстве случаев при тугоухости наблюдаются нисходящие аудиограммы (преимущественное снижение на высоких частотах). В норме аудиограмма плоская и обычно не превышает 15-20 дБ.

Важное значение имеет сравнение данных при исследовании по воздуху и по кости. Наличие или отсутствие разницы в результатах исследования по кости и по воздуху позволяет определить локализацию нарушения слуха

В связи с этим различают кондуктивные нарушения (страдает звукопроведение), сенсоневральные (страдает звуковосприятие) и смешанные.

Понятие аудиограммы, механизмы её расшифровки

Результатом проведённого тестирования слухового аппарата является аудиограмма – показатели, преобразованные в график. По горизонтальной его оси отображается частота звука, по вертикальной – соответствующий порог слышимости, при этом ось вектора находится вверху. Отображаемый порог звуковых волн лежит в пределах от 125 до 8000 Гц.

Для каждого уха составляется отдельная аудиограмма, которая обозначается по-разному: график правого уха отмечается как AD, левого – AS. Внешний вид графиков тоже отличается – аудиограмма правого уха отображается с помощью красного цвета, а вместо точек на нём изображены кружочки. Для левого уха график отображён синим цветом и крестиками вместо точек.

На графиках показывается уровень воздушной и костной проводимости: в первом случае график выглядит как сплошная линия, во втором – как пунктир. При этом линия костной проводимости всегда расположена выше, чем линия воздушной. Расстояние между ними называется костно-воздушным интервалом, и в норме не должно превышать значение в 10 дБ.

Читая графики, доктор-сурдолог имеет возможность диагностировать тугоухость, её степень, а также наличие и характер других нарушений. Самыми распространёнными видами тугоухости, которые может определить по графику врач, являются:

  • кондуктивная (когда нарушено воздушное проведение звуков);
  • смешанная (если нарушены оба типа звукопроведения);
  • сенсоневральная (в случаях, когда костное звукопроведение повторяет воздушное).

Причины снижения слуха в некоторых случаях также отображаются на графике, например, при значении костно-воздушного интервала более 20 дБ врач делает выводы о наличии кондуктивной тугоухости, которая появляется в результате отосклероза или отита. Нельзя переоценивать значение графика для окончательной постановки диагноза. Расшифровка аудиограммы не даёт возможности сделать абсолютно точные выводы без проведения последующих исследований.

Обследуя пациента, доктору важно определить степень поражения и уровень нарушения слуха

Для этого он обращает внимание на расположение кривой графика. У пациентов с лёгкой формой потери слуха значения децибел находятся в пределах между 20 и 40 дБ, при умеренной тугоухости показатели графика определены между 41 и 55 децибелами, при умеренно-тяжёлой – от 56 до 70 дБ, а тяжёлая форма потери слуха изображена в значениях между 71 и 90 дБ

Показатели для каждого уха могут отличаться. Нормой считается диапазон от 0 до 25 дБ. График в громкости свыше 91 дБ свидетельствует об абсолютной глухоте.

Если кривая стремится вниз, это говорит о затруднённом восприятии высоких частот, и наоборот. Кривая, имеющая форму гиперболы, свидетельствует о том, что в середине диапазона потери слуха самые сильные. В таких случаях человек может воспринимать только очень громкие звуки. Показатели аудиограммы необходимы для диагностирования степени потери слуха, определения причины нарушений, её данные очень важны для процесса подбора слухового аппарата.

Цели акустического тестирования

Во время обследования пациента специалист должен определить топику, т.е. пороговую слышимость и уровень поражения органа слуха. В случае правильного применения диагностического метода можно получить объективные ответы на каждый из вопросов. Однако точность постановки диагноза во многом определяется и выбором аудиометрического способа проверки работоспособности слухового анализатора.

Патологические изменения могут наблюдаться на уровне проведения звуковых сигналов, что свидетельствует о наличии нарушений в наружном или среднем ухе. При обнаружении проблемы диагностируется кондуктивная или проводниковая тугоухость. Если нарушения возникают на уровне рецепторного аппарата, т.е. во внутреннем ухе, специалист ставит диагноз «нейросенсорная тугоухость». Значительно реже обнаруживаются признаки смешанной тугоухости, при которой наблюдаются поражения в обоих отделах органа слуха.

Крайне редко во время диагностики сурдолог обнаруживает патологические изменения на уровне коры головного мозга или слуховых нервов. В таком случае диагностируется ретрокохлеарная тугоухость, которая возникает вследствие поражения улитковой части слухового нерва или ствола мозга. Подобные патологии чаще всего являются следствием тяжелых черепно-мозговых травм, менингита или энцефалита.

Как проводится тестирование

Обследование назначают в целях выявления типа и уровня тугоухости. Суть метода заключается в следующем. Пациент надевает наушники, в них подаются звуки с разной тональностью и частотой. Когда человек слышит звук, он нажимает на кнопку, оповещая врача.

Обследование выполняется в диапазоне частот 125-8000 Гц. Сначала определяется минимальная частота воспринимаемых звуковых волн, затем максимальная, при которой человек ощущает дискомфорт.

Врач может использовать несколько техник аудиометрии. Выбор метода определяется в индивидуальном порядке. Способы проведения теста следующие:

  • Речевое тестирование заключается в оценке слуха на основании произнесения цифр на определенном расстоянии и в одной тональности. Этот способ самый простой и доступный.
  • Тональный метод осуществляется с помощью прибора аудиометра. На пациента надевают наушники, вибрирующее устройство генерирует разночастотные звуки. Человек нажимает на каждом этапе на кнопку. Таким способом определяют индивидуальный порог слышимости. В конце процедуры прибор выдает аудиограмму с показаниями костной и воздушной проходимости. Врач расшифровывает результат исследования и ставит возможный диагноз. Этим методом пользуются на всех этапах диагностики.


Скрининговый аудиометр с функцией измерения порогов слуха

Камертон, в сравнении с аудиометром, не дает точных параметров. Однако он может использоваться для оценки слышимости отдельных частот. Его преимуществом, по сравнению с речевым способом, является подача тонов постоянной высоты. Во время определения остроты слуха камертоном звучит определенный временной отрезок. Характер колебаний меняется вместе с уменьшением силы звучания.

Чтобы определить причину нарушения слуха применяют специальные тесты. Среди них опыт Вебера, построенный на отличии в резонировании звука при различных патологиях. Его принцип действия заключается в установке камертона на теменную область. После этого у больного выясняют, каким ухом он лучше слышит.

Время проведения сеансов колеблется в зависимости от того, как проводится аудиометрия, используемого оборудования. Средняя продолжительность составляет 30 минут.

Тестирование является бесконтактным и безболезненным способом, абсолютно безопасным для пациентов.

Принцип речевого метода заключается в использовании шепотной и громкой речи.


Речевая аудиометрия – самый простой вид тестирования

Характеристика вида

В непроницаемой комнате шепот слышен с расстояния – 20-25 метров. В условиях относительной тишины вариантом нормы считается способность услышать слова с 6-7 метров. По методике В. И. Воячека в процессе тестирования использовали две группы слов, отличающиеся своей частотой. В одну группу входили слова со звуками: м, р, в; гласными у, о.

В другой группе гласные а, и, э; все шипящие и свистящие звуки.

В случае плохого восприятия шепотной речи слух проверяют более громкой речью: от разговорной до усиленной.

Компьютерная аудиометрия

Эта методика наиболее эффективна и точна. Чаще всего она применяется для определения остроты слуха у детей раннего возраста, в том числе и новорожденных. Фиксирование результатов не требует никакого участия со стороны пациента и проводится во время сна. У взрослых данный метод тоже применим, но их тестируют в состоянии бодрствования.

На голове пациента закрепляются компактные электроды, подключенные к аппарату. Тестовые звуки представляют собой щелчки. Когда они воспринимаются или не воспринимаются слухом, электроды регистрируют возникающие при этом реакции и рефлексы. Эти данные проходят обработку в компьютерной программе, выводятся на монитор и распечатываются в виде графика с пятью пиковыми точками по аналогии со строением слухового канала. Все импульсы регистрируются на всей его протяженности. В отличие от других типов аудиометрии, при этом методе регистрация данных идет одновременно с обоих ушей.

Данный метод аудиометрии позволяет выявить:

  • Тугоухость;
  • Рассеянный склероз;
  • Аномалии ствола мозга (инфаркты, новообразования, воспаления и пр.);
  • Невриному слухового нерва.

Порядок проведения речевой аудиометрии

Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.

Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.

Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.

В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость

В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.

Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.

Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.

Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.

Определение стадии тугоухости

Расшифровка аудиограммы позволяет сурдологу определить и стадию заболевания. На основании этих данных отоларинголог впоследствии сможет подобрать для пациента оптимальную программу лечения или поддержки в зависимости от типа и степени патологического состояния.

  1. Начальная, первая степень тугоухости будет диагностирована, если линии проводимости будут начинаться на уровне от 25 до 40 дБ.
  2. О наличии второй степени тугоухости будет говорить начало графика с уровня в 40-55 дБ.
  3. При тугоухости третьей степени пациент начинает воспринимать только очень интенсивные звуки — от 55 до 70 дБ, более тихие он просто не слышит.
  4. Если тугоухость развилась до последней, четвертой степени, тестируемый не услышит звуки тише 71 дБ, — это практически полная глухота.

Как делается аудиограмма

Пациент с направлением на аудиометрию приходит к врачу на назначенное время. Готовиться к данному исследованию не надо. Перед началом диагностической процедуры пациенту обязательно проводится отоскопия – осмотр уха. Если наружное и среднее ухо, а также барабанная перепонка находятся в нормальном состоянии, начинается аудиометрия. В случае нахождения в ушах серных пробок, сначала следует удалить их, а потом уже продолжать обследование.Для проверки воздушной проводимости пациенту надевают наушники, костной – вибрирующий аппарат на участки за ушами. Сначала проверяют, как слышит человек звуки стандартных частот, затем, если есть необходимость, в расширенном частотном диапазоне (от 125 до 20 тыс. Гц).

Через наушники или вибрирующее устройство компьютером поочередно подаются звуки разной частоты и интенсивности. Задача пациента во время исследования – нажимать на специальную кнопку или говорить врачу, когда будет отчетливо расслышан звук. Каждый сигнал, который передает обследуемый, компьютер запоминает, а потом преобразует в графики – аудиограммы.

В целом вся процедура аудиометрии длится около 30 минут. Она не вредна для здоровья, поэтому обследоваться человек может столько раз, сколько будет необходимо в ходе диагностики и лечения.

Детская аудиометрия

Второе название тестирования – игровая аудиометрия. Этот метод применяется для диагностики детей, которым трудно усидеть на одном месте и выполнять указания врача. В основе проверки лежит вырабатывание у ребенка условного рефлекса, базирующегося на основных движениях. В ходе текста врач сурдолог стимулирует проявление этих рефлексов при помощи простых действий: зажигании лампочки, нажатия кнопки, перекладывании мелких предметов и прочего. Ребенок должен делать это в тот момент, когда он слышит определенный звук. Процесс схож с пороговой аудиометрией, когда прослушивание начинается с минимальной интенсивности и заканчивается максимально необходимой.

Внимание! Данная статья размещена исключительно в ознакомительных целях и ни при каких обстоятельствах не является научным материалом или медицинским советом и не может служить заменой очной консультации с профессиональным врачом. За диагностикой, постановкой диагноза и назначением лечения обращайтесь к квалифицированным врачам!. Количество прочтений: 8487

Количество прочтений: 8487

Объективная аудиометрия для выявления поражений слухового аппарата

Особенно часто этот способ обследования слуха применяется для новорождённых младенцев и маленьких детей. Результаты объективной аудиометрии базируются на проведении анализа рефлексов человеческого организма, которые срабатывают в ответ на определённые звуковые раздражители, и фиксируются независимо от действий или желания пациента.

Такими рефлексами являются:

  • расширение зрачка (улитково-зрачковая реакция);
  • смыкание век при неожиданном звуковом воздействии (ауропальпебральный рефлекс);
  • сокращение круговой мышцы глаза;
  • у младенцев – затормаживание сосательной рефлекторики как реакция на различную тональность звукового сигнала;
  • реакции сосудистой системы, например, степень сужения сосудов;
  • кожно-гальваническая реакция, которая измеряется как электрическая проводимость тела через кожу ладоней.

Самыми современными методами, используемыми для диагностики слуха, являются:

  1. Акустическая импедансометрия: в результате её проведения можно оценить состояние среднего уха. В рамках этой методики проводится две процедура – тимпанометрия и регистрация акустического рефлекса. Первый тип исследования даёт доктору возможность диагностировать уровень подвижности барабанной перепонки и цепочки костной составляющей слухового аппарата, позволяет определить степень противодействия воздушной подушки в полости барабанной перепонки в условиях различных микроколебаний в наружном слуховом проходе. Что касается акустического рефлекса, речь идёт о регистрации сигнала из внутриушных мышц в ответ на воздействие, направленное на барабанную перепонку.
  2. Электрокохлеография – способ диагностики, осуществляемый при искусственной электрической стимуляции слухового нерва. Такая стимуляция вызывает активацию улитки.
  3. Электроэнцефалоаудиометрия – процедура, позволяющая зафиксировать вызванный потенциал слуховых зон коры мозга (в процессе её проведения производится запись электроэнцефалограммы).

Известная эффективность такого вида обследований состоит в том, что их можно проводить по отношению к тем пациентам, кто не хочет, или не может, например, в силу возраста, контактировать с доктором-сурдологом. Такими пациентами являются психически больные люди, новорождённые младенцы и маленькие дети, обвиняемые и заключённые.

Разновидности аудиометрии

В медицине выделяют такие виды аудиометрии:

  • речевую;
  • тональную или пороговую;
  • надпороговую;
  • компьютерную;
  • объективную;
  • детскую.

Речевая процедура, как правило, применяется при первичных осмотрах пациента или во время прохождения человеком простых медицинских комиссий. Суть метода заключается в следующем: врач с шести метров произносит определенные слова, постепенно снижая громкость. После произнесения всего текста пациента просят повторить услышанное.

Тональная аудиометрия проводится на специализированном оборудовании, позволяющем протестировать оба уха по-отдельности. Такая процедура назначается пациентам, у которых выявили проблемы во время проведения речевой аудиометрии.

Компьютерная аудиометрия – это идеальный вариант исследования для выявления нарушения слуха у детей. Данная процедура проводится при помощи специальных электродов, закрепляемых на голове.

В процессе компьютерной аудиометрии в ухо обследуемого подаются звуки в виде щелчков, а электроды фиксируют воздействие на ухо. После этого, информация с электродов передается на персональный компьютер со специализированным программным обеспечением, где на ее основании строится аудиограмма.

Тональная и компьютерная аудиометрия позволяют:

  • получить точные графические изображения услышанных ухом звуковых диапазонов;
  • подобрать наилучший способ коррекции слуха;
  • выявить заболевания у детей и подростков;
  • оценить текущее состояние слуха у пациента, по тем или иным причинам не прошедшего речевой анализ.

Надпороговое исследование применяется к пациентам, полностью утратившим слух. В процессе процедуры врач может получить данные о пороге восприятия звука.

Объективный метод исследования заключается в фиксации безусловных слуховых рефлексов.

Методика тональной аудиометрии

Исследование проводит специалист-сурдолог нашего центра. В компетенции этого врача –  диагностика и лечение слуховых расстройств. Место проведения диагностики – специализированное помещение, оборудованное шумоизоляцией. Ведь посторонние звуки, шумы искажают полученные данные.

Аудиометр представляет собой портативное устройство, генерирующее тональные звуки со строго определенными характеристиками. Основными характеристиками звука являются частота (измеряется в герцах, Гц), и интенсивность, громкость (измеряется в децибелах, дБ). 

Известно, что человеческое ухо способно улавливать звуки с частотой от 20 Гц до 20000 Гц. Правда, весь диапазон частот в диагностике не используется. Обычно регулируемая частота в приборах находится в пределах от 125 до 8000 Гц с шагом регуляции 67,5 Гц. Хотя некоторые приборы рассчитаны на частоту тональных звуков до 20000 Гц.

Интенсивность звука в децибелах тоже регулируется от 0 до 110 или 120 дБ с шагом регуляции в 5 дБ. Наши аудиометры позволяют проводить не только тональную, но и речевую аудиометрию. Они снабжены разъемами для подключения проигрывателей компакт-дисков, прочих цифровых носителей с записанной речью. Но все-таки преимущество отдается тональной аудиометрии.

Восприятие тонального звука, как и всякого другого, осуществляется через воздух и через костную ткань черепа. Вот на основании определения и сопоставления костной и воздушной звуковой проводимости сурдолог диагностирует тугоухость и определяет ее тип.

Для определения воздушной проводимости аудиометр снабжен оголовьем с двумя раздельными воздушными телефонами, имеющими вид обычных наушников. Через них пациент воспринимает звук. Иногда используются внутриушные телефоны, амбушюры. Такие устройства более предпочтительны. Располагаясь в наружном слуховом проходе, амбушюры служат дополнительной защитой от посторонних шумов, и тем самым повышают достоверность результатов.

Звук через воздушные телефоны подается раздельно на каждое ухо. Вначале обследуют то ухо, которое слышит лучше. Если пациент затрудняется это определить, или слух одинаков с обеих сторон, то начинают с правого уха.

Подается сигнал с определенной интенсивностью и частотой. О его восприятии пациент сигнализирует голосовым сообщением в микрофон или нажатием кнопки, после чего загорается лампочка.

В каждой частоте определяется пороговая интенсивность. Это та интенсивность звука, которая воспринимается обследуемым  в 50% случаев. Для этого интенсивность тонального звука плавно снижают с шагом 10 дБ вплоть до полного прекращения восприятия, а затем столь же плавно, с шагом 5 дБ, повышают. Врач определяет пороговую интенсивность для каждой частоты, и регистрирует у себя полученные данные.

Аналогичным образом определяется костная звуковая проводимость. Для ее определения прибор снабжен костным вибратором. Это компактное устройство для восприятия тонального звука фиксируется на сосцевидном отростке височной кости. Здесь также определяются пороговые значения для каждой частоты с последующей регистрацией данных.

Полученные данные отображаются на аудиограмме в виде графической линии. Для ее построения используют систему координат. Горизонтальная линия этой системы отображает частоты в Гц, а вертикальная – пороговые значения слышимости в дБ. При этом для костной и звуковой проводимости выстраивается отдельная линия.

Чем хуже слух, тем больше пороговые значения восприятия, и тем ниже располагается графическая линия. Между значениями костной и воздушной проводимости врач рассчитывает костно-воздушный интервал. На основании направления кривых аудиограмм и величины костно-воздушного интервала врач дает заключение о норме или характере и степени имеющейся тугоухости.

Процедура не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Правда, у маленьких детей по вполне понятным причинам она может быть затруднена. Разработаны методики, позволяющие провести это исследование у малышей в игровой форме.

Безусловнорефлекторные методики

У детей до года состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов, возникающих без предварительной выработки. К информативным ориентировочным реакциям ребенка на звуки относятся следующие:

  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева (мигание и активность век);
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина (расширение зрачка);
  • глазодвигательный рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • реакция вздрагивания, испуга;
  • реакция замирания;
  • реакция пробуждения;
  • поворот головы в сторону источника звука или от него;
  • гримаса лица;
  • широкое раскрытие глаз;
  • возникновение двигательных движений конечностей;
  • изменение ритма дыхательных движений;
  • изменение ритма сердечных сокращений

Указанные рефлексы служат проявлением комплексной ориентировочной реакции (моторная оборонительная реакция) и включения петли акустической обратной связи. При использовании безусловнорефлекторных методик учитываются возрастные особенности слуховой функции и психомоторное развитие ребенка.

Психоакустические методики, основанные на регистрации различных компонентов врожденного безусловного ориентировочного рефлекса позволяют составить общее представление о наличии слуха у детей грудного возраста (до года).

Безусловнорефлекторные методики, благодаря своей легкой доступности, могут быть широко использованы для системы скринингого выявления детей раннего возраста с нарушенным слухом, но они имеют ряд недостатков.

К отрицательным моментам безусловнорефлекторной методики относятся:

  • значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций;
  • непостоянство, быстрое угасание безусловного рефлекса при повторном предъявлении звукового сигнала;
  • необходимость в предъявлении неадекватно высокого порога для возникновения рефлекторного ответа (70-90 дб), в связи с чем сложнее выявить потерю слуха до 50-60 дб, что, в свою очередь, приводит к росту ложноположительных результатов.

Многие авторы считают, что у детей раннего возраста (до 2-х лет) и особенно у детей с патологией центральной нервной системы, сопровождающейся отставанием в моторном развитии, наряду с психоакустическими методиками целесообразно применение объективных электрофизиологических методов исследования слуха

В настоящее время при проведении аудиологического скрининга у детей раннего возраста в России применяют ОАЭ (отоакустическая эмиссия).

Что представляет собой аудиометрия

В нормальном состоянии человеческий слух способен воспринимать достаточно широкий диапазон звуковых колебаний. Однако, из-за различных причин, например, травм, инфекционных поражений, врождённых патологий, острота слухового восприятия может постепенно или резко снижаться, а в некоторых случаях исчезать полностью. В данном исследовании встречается понятие критерия слуховой нормы – ею считается уровень восприятия ухом пациента шёпота из источника, находящегося на расстоянии шести метров от него.

Методика проведения аудиометрии является безболезненной и безвредной для пациента, она не требует никакой специальной подготовки, для её осуществления не всегда нужны специальные приборы и аппараты, из-за чего её рекомендовано проводить и взрослым, и детям. При этом, с её помощью можно определить нарушения в работе любых отделов слухового аппарата, а регулярные профилактические осмотры такого плана позволяют выявить и предупредить потерю слуха уже на ранних стадиях появления такой вероятности. Кроме, собственно, определения самого факта снижения слуха, доктор-сурдолог в процессе аудиометрии может рассчитать степень такого снижения. Процедура обязательно проводится перед назначением слухопротезирования.

Получив результаты этой диагностической процедуры, доктор может оценить качество работы всего слухового аппарата, используя метод воздушной проводимости, или изучить функциональные возможности внутреннего уха с помощью метода костной проводимости. В первом случае звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки через наружный слуховой проход, для чего используются динамики или наушники, а во втором источник звука соприкасается с головой, вызывая вибрацию костного аппарата черепа, и, в свою очередь, колебания барабанной перепонки. Задачу стимулирования костей черепа выполняют специальные костные осцилляторы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Koketta
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: