Диагностика зрения

Чтение с карандашом

Проверить наличие бинокулярного зрения можно при помощи обычного чтения. Чтобы провести самодиагностику, Вам потребуется любая книга и карандаш. Во время чтения расположите карандаш на расстоянии 15 см от книги и нескольких сантиметров от своего носа — так, чтобы он закрыл для Вас часть текста.

Если Ваше зрение — бинокулярное, Вы все равно легко прочтете весь текст целиком, поскольку мозг соединяет изображения, полученные от двух глаз, и выдает общую картинку. Если Вы не можете прочитать часть текста, значит мозг обрабатывает только информацию, получаемую от одного зрительного органа, что свидетельствует о монокулярном зрении.

Методы лечения

Бинокулярное зрение лечению не подлежит, а вот его отсутствие, несомненно. Как правило, чаще всего наблюдается косоглазие, поэтому все меры должны быть направлены исключительно на лечение данной патологии. Но и без наличия косоглазия и прочих заболеваний можно научиться развивать в себе бинокулярные способности. Для этого существуют специальные упражнения для бинокулярного зрения:

  1. Для этого упражнения необходимо на стене разместить любой небольшой предмет на расстоянии 2-х или 3-х метров. После этого сжимается рука, но указательный палец остается вытянутым. Руку нужно выставит перед собой и конец пальца направить на предмет так, чтобы они были в одной зрительной оси. Изначально покажется, что рука раздваивается, а внутри оказывается этот самый предмет. Теперь необходимо перевести взгляд на кончик указательного пальца, после чего рука станет одним целым, а предмет будет двоиться. Так нужно проделать несколько раз. Более чётким изображение будет казаться со стороны глаза, который имеет лучшее зрение. Как дополнение, можно периодически закрывать один глаз, чтобы второй в это время тренировался с полной отдачей.

Нужно учиться фокусировать зрение и для этого подбирается яркий рисунок. Сначала необходимо внимательно его рассмотреть в каждом участке, после чего сконцентрировать внимание на небольшом элементе. Сейчас представлена картинка с цветами, поэтому выбрав один цветочек нужно сфокусировать взор на нем. Попытайтесь описать глазами контур, внутреннюю часть и при этом стараться не замечать основного фона. Далее рассматривается еще меньший элемент и так по спадающей.
Нужно часто смотреть на стереограммы, которых сейчас существует в огромном изобилии. При рассматривании будут выплывать картинки внутренние и объемные, а потом небольшие элементы. Вы сможете увидеть зашифрованные рисунки внутри, как, казалось бы, простого, изображения. Это очень помогает восстановить бинокулярное зрение.

Способы выявления патологии и измерения угла косоглазия в домашних условиях

При врожденном косоглазии заметить наличие проблемы можно уже с первых дней. Если заболевание носит приобретенный характер, сразу заметить небольшое отклонение вряд ли получится, учитывая то, что люди редко отправляются в клинику для проведения планового медицинского осмотра. После этого, врач может назначить лечение в домашних условиях.Для определения патологии не всегда обязательно посещать клинику – тест можно пройти и в домашних условиях. Для этого надо откинуться на кресло, зафиксировав голову в неподвижном положении. Далее человек смотрит на неподвижный объект в окне – к примеру, на вывеску или антенну спутника. Фокусировка зрения на выбранном объекте происходит на протяжении 1-2 секунд.

Далее, закрыв ладонью глаз, человек рассматривает тот же объект на протяжении 1-2 минут. В случае если зафиксированный предмет не будет прыгать в разные стороны при открывании каждого глаза, можно не беспокоиться касательно наличия косоглазия – оно попросту отсутствует. Это очень простой тест, но для получения более подробной информации касательно состояния глаз, следует все-таки обратиться за помощью к офтальмологу. Он самостоятельно проведет проверку с применением соответствующего диагностического оборудования и современных методик. А если после открытия глаза объект начнет прыгать из стороны в сторону, без помощи специалиста здесь точно не обойтись – придется проводить аппаратную или хирургическую коррекцию зрения. ВОзможно,

Объективные методы определения бинокулярного зрения

Скиаскопия (теневая проба), или ретиноскопия – объективный метод определения рефракции глаза. Для проведения метода нужны: источник света – настольная лампа; зеркальный офтальмоскоп или скиаскоп (вогнутое или плоское зеркало с отверстием посередине); скиаскопические линейки (это набор уборочных или рассеивающих линз от 0,5 D-1,0 D в порядке возрастания).

Исследование проводят в темной комнате, источник света располагают слева и несколько позади пациента. Врач садится за 1м от него и направляет свет, отраженный от скиаскопа, в исследуемый глаз. В зрачках при этом наблюдается световой рефлекс.

Таким образом, скиаскопия состоит из 3 моментов: получения красного рефлекса; получения тени, движение которой зависит от вида зеркала, расстояния, с которого исследуют, от вида и степени рефракции; нейтрализация тени с помощью скиаскопической линейки.

Возможны 3 варианта скиаскопического рефлекса (тени на фоне красного рефлекса):

  • скиаскопический рефлекс перемещается в соответствии с движением зеркала;
  • он перемещается противоположно движению зеркала;
  • тень на фоне красного рефлекса отсутствует.

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

В случае совпадения движения рефлекса и зеркала речь может идти о гиперметропическом зрении, еметропичном или миопическом к одной дптр.

Второй вариант перемещения скиаскопического рефлекса свидетельствует о миопии более одной дптр.

Только при третьем варианте движения рефлекса делают вывод о миопии в один дптр и измерения на этом прекращают.

При исследовании астигматического глаза скиаскопию проводят в двух главных меридианах. Клиническую рефракцию вычисляют для каждого меридиана отдельно.

Иными словами, бинокулярное зрение можно исследовать разными способами, все напрямую зависит от яркости симптомов, от жалоб пациента и от профессионализма доктора. Помните, косоглазие можно корректировать только на ранних стадиях развития и для этого понадобится много времени.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Четырехточечный тест

По-другому он называется цветотест или Уорс-тест, который проводится с использованием светофильтров. В очках одно стекло красного цвета, другое – зеленого. Кружочки для наблюдения также разных цветов – белый, красный и два зеленых.


Такой выбор цветовой палитры не случаен. Через стекла обоих глаз виден только белый кружочек, через зеленые линзы виден зеленый, через красный – такого же цвета кружочек.

Пациента размещают на расстоянии от 1 до 5 метров. Он надевает специальные очки со светофильтрами.

У людей, у кого выражена работа одного глаза (ведущий глаз), этот белый кружок окрашивается в соответствующий цвет. Если ленивый левый глаз, то кружок красного цвета. Если правый – зеленого цвета.

При монокулярном характере зрения с активным правым глазом пациентом различаются 2 красных кружка, с левым – 3 зеленых.

Если у пациента одновременное зрение, то перед собой он видит два красных и три зеленых кружка, всего 5 штук.

В детской практике для определения бинокулярности зрения цветотест рекомендуется использовать после 12 лет, когда оно полностью сформировано. При необходимости можно и раньше, если ребенок умеет считать до пяти, определяет лево и право и различает зеленый и красный цвета.

В частных офтальмологических учреждениях четырехточечный тест проводится с помощью прибора с отверстиями в виде звездочек, лошадок, разнообразных фигур. Это гораздо удобнее для диагностики в детском возрасте, чем обычный аппарат с круглыми отверстиями.

Диагностические пробы для выявления болевого синдрома и ограничения подвижности

3. Проба Верещаковского. Больной стоит спиной к врачу, врач кладет кисти рук ладонями вниз на гребни подвздошных костей и, постепенно надавливая, пытается углубиться в промежуток между реберным краем и гребешком подвздошной кости. При наличии воспалительного процесса в прямых мышцах спины кисти наталкиваются на резкое сопротивление мышц живота и спины.

4. Симптом Форестье. Больной стоит спиной к стенке, прикасаясь к ней пятками, туловищем, головой. В норме к стене должны прикасаться пятки, лопатки, затылок. У больных анкилозирующим спондилоартритом, болезнью Форестье не будет соприкосновения в какой-либо точке из-за развития кифоза. Если затылок не касается стены, можно измерить это расстояние, а затем наблюдать в динамике за изменением осанки.

5. Определение подвижности в шейном отделе позвоночника. От C VII отмеряют вверх 8 см и делают отметку. Затем просят больного максимально наклонить голову вниз и снова измеряют это расстояние. У здоровых лиц оно увеличивается на 3 см. При поражении шейного отдела позвоночника это расстояние увеличивается незначительно или вообще не меняется. У больных анкилозирующим спондилоартритом с короткой шеей проба не информативна.

6. Проба подбородок — грудина. Здоровый человек свободно дотрагивается подбородком до грудины. При поражении шейного отдела позвоночника остается расстояние между подбородком и грудиной при максимальном наклоне головы вперед.

7. Проба Отта. От C VII отмеряют вниз 30 см и делают отметку. Затем расстояние между указанными точками измеряют повторно при максимальном наклоне обследуемого вперед. У здоровых людей это расстояние увеличивается на 4 — 5 см, а у больных анкилозирующим спондилоартритом практически не меняется.

8. Определение ограничения дыхательных экскурсий грудной клетки. Измерение производят на уровне IV ребра сантиметровой лентой. В норме разница окружности грудной клетки между максимальным вдохом и выдохом составляет 6 — 8 см. При развитии анкилоза реберно-позвонковых суставов эта разница уменьшается до 1 — 2 см. При наличии эмфиземы легких проба не информативна.

9. Проба Шобера. От LV отмеряют вверх 10 см и делают отметку. При максимальном наклоне вперед у здоровых лиц это расстояние увеличивается на 4 — 5 см, а при поражении поясничного отдела позвоночника практически не меняется.

10. Проба Томайера. Проводится для оценки общей подвижности позвоночника. Определяется путем измерения в сантиметрах расстояния от III пальца вытянутых рук до пола при максимальном наклоне вперед. Это расстояние в норме равно 0 и увеличивается при ограничении сгибания позвоночника.

11. Позвоночный индекс. Для его определения складывают величины (в см): расстояние подбородок — яремная вырезка грудины при максимальном отклонении головы назад, проба Отта, проба Шобера, дыхательная экскурсия грудной клетки. Из полученной суммы вычитают показатель пробы Томайера (в см). Величина позвоночного индекса в норме составляет в среднем 27-30 см и оценивается в динамике. Снижение позвоночного индекса свидетельствует о прогрессировании ограничения подвижности позвоночника.

Симптомы для выявления сакроилеита

1. Симптом Кушелевского I. Больной лежит на спине на твердом основании. Врач кладет руки на гребни подвздошных костей спереди и резко надавливает на них. При наличии воспалительных изменений в крестцово-подвздошных суставах возникает боль в области крестца.

2. Симптом Кушелевского II. Больной лежит на боку, врач кладет руки на область подвздошной кости и рывком надавливает на нее. При наличии воспалительных изменений в крестцово-подвздошных суставах возникает боль в области крестца.

3. Симптом Кушелевского III. Больной лежит на спине, одна нога согнута в коленном суставе и отведена в сторону. Врач одной рукой опирается на этот коленный сустав, а другой — надавливает на противоположную подвздошную кость. При наличии воспалительных изменений в крестцово-подвздошного сустава в нем возникает боль. Аналогично проверяют другой крестцово-подвздошный сустав.

4. Симптом Макарова I. При поколачивании диагностическим молоточком в области крестцово-подвздошного сустава, в нем возникает боль.

5. Симптом Макарова II. Больной лежит на спине, врач обхватывает его ноги выше голеностопных суставов, заставляя расслабить мышцы ног, а затем рывком раздвигает и сближает ноги. При наличии сакроилеита появляются боли в крестцово-подвздошной области.

Клиническая ревматология (руководство для практических врачей)/Под ред. члена-корреспондента РАМН профессора В. И. Мазурова. — СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2001. — 416 с.

Таблица Сивцева — Головина

Для проверки остроты зрения чаще всего используется совмещенная таблица Сивцева — Головина. Таблица Сивцева состоит из 12 рядов кириллических букв, каждая из которых называется оптотипом. Самые большие оптотипы — Ш и Б первой строчки — имеют такие размеры, что человек с нормальным зрением спокойно различит их с расстояния 50 метров. Далее расстояние между элементами каждого оптотипа, проще говоря, перекладинами и черточками букв, пропорционально сокращается таким образом, что оптотипы 10-й строчки, соответственно, видны с расстояния в 5 метров.

Острота зрения при проверке с помощью таблицы Сивцева выражается в виде дроби. Если пациент с 5 метров видит только первую строчку, то его зрение составляет 1/10, или 0,1. Это значение указано на таблице слева от оптотипов. Нормальным или, как говорят в народе, стопроцентным зрением считается такая острота зрения, когда пациент может прочитать десятую строчку, сделав не более двух ошибок. Такое зрение обозначается как 10/10, или 1,0.

Для чего нужны 11-я и 12-я строчки? Они соответствуют 1,5 и 2,0 и в настоящее время для проверки остроты зрения используются крайне редко. Однако некоторые люди в силу анатомических особенностей строения палочко-колбочкового аппарата сетчатки способны четко видеть эти строчки и даже более. Максимальной зарегистрированной остротой зрения у человека является 6,0 (этот пациент мог различить невооруженным глазом спутники Юпитера). У таких людей крайне важным является определение остроты зрения на обоих глазах, причем малейшая разница будет для специалиста поводом заподозрить патологию даже при отсутствии жалоб.

Для чего нужно бинокулярное зрение

Только образ, получаемый двумя глазами, даёт возможность по-настоящему оценить окружающую обстановку, понять, на какой дистанции друг от друга располагаются те или иные объекты. Помимо большего количества информации об объектах, человек видит более чётко, то есть по факту улучшается острота зрения.

Стереоскопическое (синоним бинокулярного) зрение есть также и у многих животных, большую часть которых занимают млекопитающие. Именно благодаря ему приматы и белки могут грациозно перемещаться по самым верхушкам деревьев, скакать с ветки на ветку и уверенно себя чувствовать. Хищникам стереоскопическое зрение даёт возможность успешно выслеживать добычу и заполучать себе и своему потомству пропитание.

Конечно, существуют живые организмы, имеющие моноскопический тип зрения, однако их жизненные задачи и повседневный быт настолько ограничены, что не идут ни в какое сравнение даже с белкой или другим простейшим млекопитающим.

Именно благодаря такому зрению наши предки могли успешно охотиться, заниматься собирательством, строить дома и т.д. Современный человек мало чем отличается от своих предков, а такое изобретение природы, как стереоскопическое зрение, необходимо нам и по сей день.

Другие заболевания из группы Болезни глаза и его придаточного аппарата:

Абсцесс глазницы
Аденовирусный конъюнктивит
Альбинизм
Амблиопия бинокулярна
Амблиопия истерическая
Амблиопия обскурационная
Ангиоматоз сетчатки
Аномалии развития зрительного нерва
Астенопия аккомодативная
Астенопия мышечная
Атрофия зрительного нерва
Афакия
Блефарит
Блефарохалазис
Близорукость
Болезнь Бурневилля
Болезнь Шегрена
Внутренний ячмень
Воспалительные заболевания сосудистой оболочки (увеиты)
Выворот нижнего века, эктропион (ectropion)
Гемианопсия
Гемофтальм
Герпес глаза
Герпетические поражения глаз (герпетический кератит)
Герпетический конъюнктивит
Гетерофория
Гипертоническая болезнь, глазные проявления
Гипофункция слезных желез
Глаукома
Глаукомоциклитические кризы
Глиома зрительного нерва
Дакриоаденит
Дакриоцистит
Дегенерация сетчатки пигментная
Дегенерация сетчатки старческая
Дегенерация сетчатки центральная
Диабетическая ретинопатия
Ирит и иридоциклит
Катаракта
Кератит
Кератоконус
Контагиозный моллюск (molluscum contagiosum)
Ксантелазма века
Лагофтальм
Макулодистрофия
Мейболит
Меланома радужной оболочки
Меланома хориоидеи
Мукоцеле синуса придаточного
Наружный ячмень (hordeolum externum)
Неврит зрительного нерва
Нейрофиброматоз глаза и его придатков (болезнь Реклингаузена)
Ожоги глаза
Паратрахома (конъюнктивит с включениями)
Птоз верхнего века
Ранения глазного яблока
Сифилис глаза и его придатков
Склерит
Тенонит
Трахома
Трихиаз
Тромбофлебит глазницы
Туберкулез глаз
Тупые травмы органов зрения
Флегмона глазницы
Халазион (chalayon)
Халазион (chalazion, градина)
Халькоз глаза
Хламидийный конъюнктивит
Целлюлит (флегмона) глазницы
Экзофтальм
Эндофтальмит
Энофтальм
Энтеровирусный геморрагический конъюнктивит
Энтропион, заворот века (entropium)
Эпидемический геморрагический конъюнктивит
Эписклерит
Эпифора
Ячмень (Гордеолум, hordeolum)

Как проводится тестирование

Все дети развиваются по-разному. Одни малыши опережают своих сверстников в развитии, другие, напротив, не спешат учиться грамоте. Чтобы определить, стоит ли усаживать дошкольника за парту в 6 лет, помогут простые тесты на определение готовности к обучению. Такой «экзамен» помогает не только оценить зрелость будущего ученика, но и познакомиться с малышом ближе, определив его социальные навыки.

Для тестирования дошкольников чаще всего применяют простой тест, идеально подходящий для работы с 6−7-летками. Это адаптированный к школьной программе экзамен А. Керна, созданный Я. Йирасеком, и в результате получивший двойное название. Тестирование было создано в СССР Институтом гигиены детей и подростков под контролем Минздрава. Для оценки развития детей и сегодня используется тест Керна-Йирасека. Проверка готовности ребенка к школе включает в себя ряд письменных заданий и дополнительный устный субтест.

Тест позволяет оценить развитие у ребенка мелкой моторики, а также определить зрительное внимание и координацию рук. Рисунок помогает узнать, насколько у малыша развита память и пространственное мышление

Психолог также делает вывод об интеллектуальном уровне будущего школяра.

Поведение ребенка во время тестирования помогает педагогу определить умение дошкольника строго подражать образцу. Также оценивается, насколько малыш усидчив, когда приходится делать то, чего делать не хочется. Сосредоточенность необходима во время обучения, поэтому является показателем при оценке подготовки к школе.

Задание не занимает много времени, поэтому при выполнении его ребенок не успевает устать. Доброжелательная и спокойная атмосфера помогают малышу сосредоточиться и показать истинные знания.

Иногда тест проводится не индивидуально, а для группы детей. Однако чем большее количество участников присутствует, тем менее точным будет результат. После коллективного тестирования принято отбирать из группы детей с самым низким результатом и проводить урок повторно. Это нужно для того, чтобы проверить собранность малыша в спокойной обстановке.

Диагностика готовности к школе по Керну проводится не только в школе. Протестировать будущего ученика можно и дома. Для этого родителям пригодится описание заданий теста и расшифровка результатов, приведённых ниже.

Тест Керна-Йирасека для дошкольного возраста составлен из трех заданий. Все они оцениваются отдельно. Шкала для каждого задания состоит из 5 баллов, где лучший результат означает 1, а худший — 5. В конце экзамена баллы суммируются.

Развитие ребенка, показавшего результат в диапазоне 3−6 баллов, оценивается как отличное, или выше среднего. Малыши с показателем от 7 до 11 получают среднюю оценку. Балл от 12 до 15 считается показателем ниже нормы.

Как проверить?

Для проверки бинокулярного зрения имеются несколько диагностических тестов:

  • Опыт Соколова (дыра в ладони) заключается в приставлении к глазу пациента трубки (это может быть лист бумаги, свернутый в трубку). Испытуемый должен смотреть сквозь нее вдаль. Со стороны открытого глаза к концу трубки приставляется ладонь. Если с бинокулярным зрением нет проблем, то за счет наложения изображений пациент воспринимает изображение как отверстие в центре ладони (происходит за счет наложения изображений).
  • Проба с промахиванием (опыт Кальфа) требует два карандаша (или две спицы) для проведения. Пациент должен держать спицу (карандаш) в горизонтальной плоскости на вытянутой руке, при этом необходимо попасть концом ее во вторую спицу (карандаш), находящуюся в вертикальной плоскости. Если у пациента имеется нормальное бинокулярное зрение, то трудностей эта задача не вызовет. Если же бинокулярное зрение отсутствует, то испытуемый постоянно промахивается. Для точной диагностики следует проводить исследование с одним закрытым глазом. В этом случае пациент должен промахиваться.
  • Тест с чтением с карандашом проводят следующим образом: на расстоянии в несколько сантиметров от кончика носа размещают карандаш, который будет закрывать некоторую часть букв. Если бинокулярное зрение сохранено, то проблем с чтением не будет за счет эффекта наложения. Испытуемый сможет читать, не изменяя положения головы. В противном случае возникнут трудности с чтением закрытых букв.
  • Для более детальной диагностики можно применять четырехточечный цветотест. При этом разделяют поля зрения правого и левого глаза, что становится возможным, благодаря использованию цветных фильтров. Также применяется четыре объекта (два зеленых, один белый и один красный). На глаза пациента помещают очки с разными стеклами (красное и зеленое). Если у пациента зрение бинокулярное, то он способен различать красные и зеленые объекты. Бесцветное будет окрашено в красно-зеленый цвет, так как будет восприниматься обоими глазами. При наличии выраженного ведущего глаза бесцветный объект окрасится в цвет соответствующего стекла (зеленый или красный). В случае одновременно зрения, если в высших структурах происходит восприятие данных от обоих глаз, пациент будет видеть пять кружков. В случае монокулярного зрения, пациент сможет распознать только те объекты, которые соответствуют цвету стекла на воспринимающем глазе, а также бесцветный объект (он окрасится в соответствующий цвет).

Методы оценки бинокулярности

Есть несколько методов, позволяющих оценить бинокулярность:

  1. Опыт Соколова с «дырой в ладони». Суть метода состоит в том, что делается трубка (можно выполнить из любых подручных материалов) и приставляется к одному глазу. Через нее человек смотрит вдаль, а затем прикрывает ее ладонью со стороны незакрытого глаза. При нормальном зрении из-за наложения картинки создается эффект «дырки» в середине ладони. Через нее должно просматриваться изображение, которое на самом деле видно через трубку.

  2. Метод Кальфа (проба с промахиванием). Для выполнения методики берется 2 длинных предмета, например, 2 шариковые ручки. Одну, в вертикальном положении, держит специалист. Испытуемому же необходимо держать ручку горизонтально, вытянув руку, и попытаться дотронуться кончиком до кончика второй ручки. Если проблем с бинокулярностью нет, это действие выполняется легко. В противном случае человек не сможет попасть в цель.

  3. Чтение с карандашом. На расстоянии 5-10 см от текста помещается карандаш, который закрывает собой часть букв. Испытуемый должен читать (при этом врач следит за движениями его головы). Если со зрением все в порядке, чтение без поворотов головы не составит труда, поскольку текст, закрытый карандашом, будет виден другому глазу. При отсутствии бинокулярности человек начнет поворачивать голову.

Поставить более точный диагноз можно с помощью четырехточечного цветотеста. Он основан на принципе разделения полей зрения обоих глаз, что выполняется за счет цветных фильтров. Берется два зеленых, красный и белый объекты. Далее респондент надевает очки с красными и зелеными стеклами. Если зрение бинокулярно, видны красные и зеленые объекты, белый же будет видеться красно-зелененым, поскольку воспринимается обоими глазами. При доминировании одного глаза, белый объект будет релевантен цвету стекла, которое расположено перед ведущим глазом. При одновременном зрении (мозг получает сигналы попеременно то от одного, то от другого глаза), человек увидит 5 кругов.

При монокулярном зрении, в зависимости от того, какой глаз принимает участие в процессе, будут видны только те объекты, цвет которых соответствует фильтру этого глаза и имеющий тот же цвет белый объект.

Субъективный метод определения бинокулярного зрения

Для определения уровня преломления света в глазах субъективным методом нужны набор линз, пробная очковая оправа и таблица для определения остроты зрения.

Субъективная методика определения рефракции состоит из двух этапов:

  • определение остроты зрения;
  • прикладывание к глазу в оправе оптических линз (сначала +0,5 D, а затем -0,5 D).

При эмметропии положительное стекло ухудшает Визус, а отрицательное стекло сначала ухудшает, а потом не влияет на него, так как включается аккомодация. При гиперметропии “+” стекло улучшает Визус, а “-” стекло сначала ухудшает, а затем при большом напряжении аккомодации не отображается на Визус.

У пациентов пожилого возраста при остроте зрения «единица» можно предположить только один вид рефракции – аккомодация ослаблена из-за возраста.

При остроте зрения менее единицы можно предположить два вида рефракции: гиперметропия (высокой степени, аккомодация не может помочь) и миопия (М). При гиперметропии положительное стекло (+0,5 D) улучшает Визус, а отрицательное стекло (-0,5 D) ухудшает Визус. При миопии положительное стекло ухудшает остроту зрения, а отрицательное стекло улучшает.

Астигматизм (различные виды рефракции в разных меридианах одного глаза) корректируется цилиндрическими и сферо цилиндрическими линзами.

При определении степени аметропии стекло меняется к лучшему Визус с ним (1,0).

При этом при гиперметропии рефракция определяет наибольшее положительное стекло, с которым пациент видит лучше, а при миопии – меньше негативное стекло, с которым пациент видит лучше.

Различный вид или степень рефракции обоих глаз называется анизометропия. Переносимой считается анизометропия до 2,0-3,0 D у взрослых и до 5,0 D у детей.

Лечение в домашних условиях

Удивительно, но одним из самых действенных методов домашнего лечения зрительных расстройств является натуральный горький шоколад. Однако эффективность данного метода падает пропорционально возрасту больного. Пик эффекта наблюдается у детей до 4 или 5 лет, а затем начинает идти на убыль, так как способность глазных мышц и органов к регенерации начинает постепенно падать. После 12 лет такой метод можно по праву считать совершенно бесполезным для полноценного лечения. Однако регулярное поедание плитки тёмного горького шоколада способно поддержать тонус вашего организма и помочь медикаментозному лечению.

Корень аира в пропорции 10 грамм на стакан кипятка следует употреблять настоянным и процеженным 3 раза в сутки за полчаса до ближайшего приема пищи. Поедание капустных листьев также способно оказать весьма значительный эффект на ваше здоровье. Старайтесь есть промытые листья капусты не меньше 4 раз в день. Сосновая хвоя, продержанная на водяной бане и хорошо настоянная, может приниматься по одной столовой ложке после каждого употребления пищи. Используйте этот рецепт в течение длительного времени, и ваше зрение пойдёт на поправку.

Есть много упражнений для глаз, благодаря которым глазные мышцы быстро придут в тонус:

  • Поза стоя спиной к источнику света. Откройте глаз, страдающий от недуга, а рукой закройте здоровый. Поверните голову в направлении больного глаза до тех пор, пока не почувствуете солнечный блик. Выполняйте по 11–12 повторов за одну тренировку.
  • Наклоните затылок назад и посмотрите на кончик своего носа. Для большего энтузиазма представьте себе муху, сидящую у вас прямо на носу.
  • Протяните руки от себя, а потом указательным пальцем левой и правой руки касайтесь своей переносицы, сопровождая каждую руку взглядом. Руками необходимо двигать поочерёдно. Под конец тренировки на ваших глазах должны проступить слёзы, однако перетруждаться тоже не стоит.
  • Сожмите рукой длинный продолговатый предмет, например, палочку. Совершайте им быстрые и непредсказуемые махи в разные стороны, а взгляд держите на конце палочки.
  • Протяните руку перед собой и посмотрите на указательный палец. Шаг за шагом приближайте его к переносице, сохраняя концентрацию.
  • Вращайте взглядом слева направо и сверху вниз, чертите в воздухе знак бесконечности.
  • Наблюдайте за уходящим от вас предметом. Воланчик в теннисе будет отличным примером.
  • Чаще смотрите в окно. Наблюдайте за происходящим несколько минут, а потом резко переводите взгляд на предмет в комнате.

Занятия для детей:

  • Применяйте особые картинки. Используйте задачки, где нужно найти 5 отличий. Просите ребёнка искать во всех частях изображения. Отличным тренажёром будут лабиринты. Такая головоломка не только разовьёт мозг и зрение, но и развлечёт ребенка.
  • Приобретите особую занимательную шнуровку или своими силами сплетите круг с дюжиной отверстий разных форм. Дайте ребёнку просунуть через них верёвочку.
  • Поделите лист бумаги на несколько клеток и изобразите фигурки. Одна клетка – одна фигурка. Изображения должны повторяться с определённым интервалом.

Методы диагностики заболеваний зрительного аппарата

Современные офтальмологические кабинеты оснащаются высокотехнологичным диагностическим оборудованием, которое предоставляет специалисту подробную информацию о состоянии зрительного аппарата пациента. Врачи применяют различные методики для постановки точного диагноза. Некоторые из них проводятся в рамках базовой диагностики, другие – только при подозрении на развитие каких-то заболеваний органов зрения. Рассмотрим самые востребованные.

  • Рефрактометрия. Проводится при помощи высокоточного оборудования – компьютерного рефрактометра. Методика направлена на изучение рефракции глаза, позволяет диагностировать астигматизм, гиперметропию и другие патологии.
  • Визометрия. Предусматривается применение текстовых таблиц, проектора испытательных знаков. Исследование позволяет получить информацию об остроте зрения, определить разрешающую способность глаза.
  • Измерение внутриглазного давления. Применяется чувствительный электронный тонометр.
  • Скиаскопия. Офтальмолог использует скиаскопические линейки, пробные линзы, зеркало для проведения теневой пробы. Методика позволяет оценить клиническую рефракцию.
  • Периметрия. Используется периметр, который позволяет определить поля зрения.
  • Исследование сетчатки. Дистрофия, отслоение сетчатки, опухоль, кровоизлияние – распространённые патологии зрительного аппарата. Чтобы получить данные о состоянии сетчатки, применяются разные методики. Чаще всего офтальмологи используют 3-зеркальную линзу Гольдмана.
  • УЗ биометрия. При помощи ультразвуковых волн определяются биометрические характеристики глаза (толщина хрусталика, его состояние и структура, длина глаза и пр.).
  • УЗ кератопахиметрия. А эта методика направлена на изучение толщины роговицы.
  • Кератотопография. Для работы офтальмологу потребуется топограф. При помощи этого инструмента врач изучает структуру роговичной оболочки, определяет неровности.
  • Биомикроскопия. Для анализа состояния глаза потребуется щелевая лампа. Прибор состоит из бинокулярного микроскопа, источника света с диафрагмой. Методика позволяет точно локализировать патологический процесс.
  • ОКТ. Диагностический метод, направленный на изучение состояния сетчатки глаза, зрительного нерва.

В офтальмологии применяют и другие методы диагностики

Важно не только собрать данные при помощи специализированного инструментария, а также качественно и грамотно их интерпретировать. Это уже зависит от квалификации специалиста, который проводит обследование

Постановка правильного диагноза – важный этап на пути к излечению заболеваний зрительного аппарата.

Нарушения бинокулярного зрения и глазные болезни

Практически все патологии органов зрения могут сопровождаться нарушением бинокулярности. Зрение бинокулярное отсутствует при:

  • анизометропии (разная рефракция);
  • повреждениях глазодвигательных и других глазных мышц, которые приводят к несогласованности движений глазных яблок;
  • инфекционных болезнях глаз;
  • злокачественных и доброкачественных новообразованиях глаз;
  • механических травмах зрительных органов, включая ожоги, которые ведут к смещению глазных яблок;
  • патологиях костей и полости глазницы;
  • катаракте;
  • заболеваниях сетчатки (кровоизлияния, разрыв).

Другие причины нарушения бинокулярности:

  • инфекционные болезни мозга;
  • отравления, при которых происходит поражение ствола головного мозга;
  • опухоли в головном мозге;
  • проблемы с деятельностью нервной системы.

Это перечень немногих болезней, при которых отсутствует бинокулярное зрение. На зрительных функциях могут отрицательно сказываться и другие патологии организма.

Метод Шобера

Способ применяется для выявления гетерофории. Это вид косоглазия, при котором направления взгляда разных глаз не согласованы. Для выполнения процедуры применяют пробную оправу и световые фильтры.

В оправе установлена корригирующая оптика соответствующих диоптрий. Перед правым органом зрения размещается красный фильтр, перед левым – зеленый. Выделяют 4 вида косоглазия:

  • Ортофория (идеальное равновесие мышц обоих органов зрения) – пациент видит зеленые окружности, посередине которых красный крест).
  • Экзофория (взор направлен наружу, крест сдвинут в левую сторону).
  • Эзофория (взор обращен внутрь, обследуемый видит крест, который сдвинут в правую сторону).
  • Вертикальная фория (наблюдается сдвиг от середины зеленых окружностей в верхнюю либо нижнюю сторону).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Koketta
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: